Для тебя уберег я все самое нежное - Сайт Мерзликина Л.С.

Меер М. Ю.

 «Для тебя уберёг я всё самое нежное…»
Час поэтического откровения

 Мероприятие рассчитано на школьников старших классов, студентов художественного училища и читателей, любящих  поэзию; людей, творческих профессий.Лучше всего это мероприятие будет звучать в небольшом зале.

 Оформление:
Видеоряд картин художника В. Стволова из цикла « Времена года»;
Фрагменты фортепьянных пьес П. Чайковского из цикла « Времена года»;
Букеты осенних листьев, ветки боярышника, рябины;
Портрет Л. С. Мерзликина.
Желательно, чтобы ведущий был один (в строгом костюме), а чтецов — четверо, и каждая из них в бальном платье: белом (зима), салатном (весна), алом ( лето) и жёлтом ( осень).
При подготовке массового мероприятия, музыкальные фрагменты необходимо прослушать, а видеоряд — совместить с текстом и музыкой, т.к. в сценарии все они совмещены условно. Видеоряд картин художника В. Стволова и фортепьянные пьесы П. Чайковского (если нет возможности использовать сразу и компьютер и воспроизводящую аппаратуру) можно заменить на CD «Очарование Алтая»: слайд-шоу. Слова стихотворений, выделенные жирным шрифтом в сценарии, при чтении желательно выделить голосом.
«Бытует в поэзии мнение —
Природа, мол, «описана» давно:
Осень, стихами Есенина,
«Берёзового ситца» полотно.
Калина, конечно же, красная,
И только у Шукшина.
Боярка у Мерзликина «цветастая»,
Рябина, у него же, « зелена».
Не вся ещё « описана» погода – 
Поэтам есть о чём поразмышлять:
Мерзликинские строчки и…природа, 
Нам могут ещё многое сказать…

                   М. Ю. Меер

Ведущий: Не знаю, что придаёт дыхание стихам, но знаю, что это дыхание существует. Почему, одних стихов мы только касаемся глазами \’и торопливо перелистываем страницы, а при чтении других, как будто споткнувшись, останавливаемся и надолго замираем, вчитываясь в простые, немудрёные строки. Может просто мысли и настроение поэта, в этот момент, созвучны нашему состоянию души? Или дыхание стихов поэта, коснувшись, вызывает в нас ощущение присутствия близкого нам человека?
Стихи Л. С. Мерзликина «лирика и нежного пейзажиста», как отзывается о нём писатель А. Родионов, имеют своё дыхание, человеческое тепло, своё настроение. Они легко узнаются по пристрастию поэта к песенному лёгкому слову, к народной лексике. Особенно ярко это проявляется в его поэтических строках о нашей алтайской природе, смене её красок во все времена года.
Видеоряд №1 на экране — «Зима»,музыкальный фон (приглушённо) — фрагмент аудиозаписи «У камина», характеризующий январь.
Какое время года было особенно близко самому поэту — я не знаю, но смею предположить, что зима, когда убаюканная метелями сладким сном засыпает природа. Потрескивают от мороза деревья, стынут, заволакиваются льдом речки, день — ото дня растут искромётные сугробы… Как много у Мерзликина стихов о зиме: «Лыжня», «А дорожка бежит…», «Днём погожим бы вынести лёгкие саночки…», «Когда мороз…» и т.д. Какими эпитетами описывает поэт зиму: берёзы у него одетые в «индеветь», «окна леденелые», «снежок поёт», «сосны пляшут в сторонке», «снег — белая муха», «метельная сутемь»… Словно песенные лирические строчки:

Чтец 1
Хлопья снежные, будто голуби,
Опускаются возле проруби.
В воду падают птицы белые.
У тебя пимы индевелые.
Зачерпнув воды, выпрямляешься,
Вся пушинками обрамляешься.
Ты потупилась, оробелая,
Вся в снегу стоишь белым — белая.
Взял ведёрки я с коромыселком —
Ах, как снег летит по — над выселком!
(Мерзликин Л. «Хлопья снежные…» отрывок).

Ведущий: А как тонко поэт передаёт оттенки настроения своего лирического героя в стихотворении «Снег повалил, да так нежданно…»
Снег повалил, да так нежданно,
И всё укрыл: дома и луг,
И стало всё так первозданно,
Необитаемо вокруг.
Я шапку на ухо — и в двери,
И по ограде синий след.
И где печаль? И где потери?
Их будто не было и нет.
(Мерзликин Л. «Снег повалил, да так нежданно…» отрывок).
Красота и суровость сибирской зимы мастерски передана поэтом и в других стихах:

Чтец 1
По горам неприступно
Хвойный дыбится лес.
Поначалу некрупно
Снег посыпал с небес.
Вдруг пошёл косяками,
Сплошняком повалил,
Всё заляпал клоками,
Всё, как есть, убелил:
И скалу, и посёлок,
И шубейки ребят.
На задворках у тёлок
Спины тихо дымят.
А снег валит и валит,
По карнизам шуршит,
И кого — то печалит,
И кого — то смешит.
(Мерзликин Л. «По горам теприступно…» отрывок)

Ведущий: Л. Мерзликин не профессиональный философ, но, обладая житейским опытом, был мудрым человеком (по отзывам многих поэтов). В стихотворении «Два снега», поэт философски рассуждает, что в природе, как и в нашей жизни, присутствуют не только радостные краски, а ещё и потери, непонимание, жизненный драматизм.

Чтец 1
Зимний снег поисслезился,
Потемнел и изнемог,
Тут — то с неба и свалился
Новый мартовский снежок.

Лёг сверкающий, пушистый,
Всё в округе подбелил:
И село, и скат лесистый,
И дорожку до могил.

И лежат они, два снега,
Два явленья, жизни две,
И сквозит печаль и нега
В их нечаянном родстве.

Солнце вешнее прибавит –
По снегам пойдёт пятно,
Солнце сблизит, переплавит
И смешает их в одно.

А пока они два – оба
До своих последних числ,
Оба — два живут особо.
В том и прелесть. В том и смысл.
(Мерзликин Л. «Два снега»)
Видеоряд № 2 На экране — «Весна»; Музыкалъный фон — приглушённо фрагмент аудиозаписи пьесы «Песнь жаворонка» П. Чайковского из цикла «Времена года».

Ведущий: На смену суровой сибирской зиме идёт весна. Просыпается природа, пробуждается земля, проклёвывается новая зелёная травка сквозь прошлогоднюю листву, звенит первая весенняя капель. И снега уже чуть — чуть, и он «протаянный местами» лежит маленьким сморщенным островком, и он уходит, и пусть, — скорей весна, новые впечатления, новая жизнь…

Чтец 2
Ты меня не ругай, не брани.
Пережили мы зимние дни.
Пережили мороз и пургу.
Я весной не пьянеть не могу.
Не могу не любить этот май.
Ты меня не брани, не ругай.
Незнакомка в вагонном окне?
Так она ж, как снежок по весне,
Пропорхнула и скрылась в лугах…
Я пришёл и топчусь в сапогах.
Не ругай. Посижу, привалясь.
Грязь? Так это ж весенняя грязь!»
(Мерзликин Л. «Ты меня не ругай…»).

Ведущий: Всё в этом стихотворении: радость от того, что пережита долгая, холодная зима, предчувствие нового, да и грязь, это что — то необходимое, естественное, « весенняя грязь».

А знакомая всем с детства весенняя картина деревенской жизни, когда с первыми тёплыми лучами солнца куры выходят погреться на завалинку, преподносится Л. Мерзликиным оригинально, тонко, свежо.

Чтец 2

Отнесли в кладовую валенки,
Шубу дедову отнесли.
Куры гнездятся на завалинке,
Искупав гребешки в пыли.

У калитки крылами хлопает
Рыжебокий любитель драк.
Огляделся, к хохлаткам топает:
Без хохлаток нельзя никак.

Вдруг он солнце заметил в лужице.
Отвернулся. Взглянул опять.
Не подсолнух ли это кружится?
Вот бы семечек поклевать!

А коснулся — и вскинул голову,
Солнце каплею протекло.
Рыжебокий моргнул и здорово
Загорланил на всё село!

(Мерзликин Л. «Весна»).

Музыкальный фон — фрагмент аудиозаписи «Подснежник» П. Чайковского

Ведущий: Весна всегда наполняет нашу душу чем — то светлым и лирическим, трепетным: упоением расцветающей природы, необычайным воодушевлением. Но весною мы гораздо чаще ощущаем драматическую сущность жизни, и напоминает нам об этом запах сжигаемой листвы, забытые игры детства, прежние встречи…

Чтец 2

Бывало, в апреле, на день водополья,
Последний ручей проводив за избу,
Вбивали в межу тальниковые колья,
Бежали в распадки смотреть на вербу.

На влажных еланях, поросших травою,
Где жмурился грач на рогатом кусту,
Под звон балалаек сходились гурьбою,
Дарили платочки, играли в лапту.

А вечер зарницами по небу красил,
И песни — веснянки сгорали дотла.
И мать с хворостиной стояла у прясел,
На ужин сынов залучить не могла.

Теперь по — иному встречаются вёсны.
Но в сердце своём не нашёл я обид.
Всё так же гудят над еланями сосны,
Верба босоногая в воду глядит.

И снова никак не сидится на месте,
И снова бегу я в горластый простор,
И снова под вечер в зарницах и песнях
Я вербною почкой расстрелян в упор.

Паду я на землю, на влажные комья
И плакать готов на весеннем лугу.
Земля, ты пойми, не тужу ни о ком я,
А просто иначе сейчас не могу…

(Мерзликин Л. «Бывало, в апреле, на день…»).

Ведущий: «Певучесть, задушевность, искренность и пронзительность чувства… — характерные особенности стихов Л. Мерзликина» (В.Башунов) ярко проявляются во всех весенних строчках поэта.

Видеоряд № 3 на экране — «Лето»

Музыкальный фон (приглушённо) — фрагмент аудиозаписи пьесы «Баркарола» П. Чайковского из цикла «Времена года».

Лето — любимое время художников и поэтов, когда Природа и Мастер словно соревнуются в показе красок, колорита; когда рождаются произведения, насыщенные эпитетами, а поэзия везде и во всём: от звезды и до росинки…, и «одуванчик — растрёпыш», «берёза густогрива», «ветер степняк», «летний дождь, будто всадник», «тумана волоконце»…

Вот мы и дожили до поры:
Мухи — днём, а ночью — комары.

Ночью — духота, а днём — жара.
Дождику бы самая пора.

Позаходят тучи там и тут,
Посверкают молнией, уйдут.

И опять жара, и духота,
Не житьё, а прямо красота!

Что ещё нам надобно с тобой?
Пусть бы гром ударил над избой,

Хлынул ливень в степи и луга…
Нам немного надобно … Ага?

(Мерзликин Л. «Вот мы и дожили…» отрывок).

«Детали, яркость, наблюдательность — всё это берёт за душу»

(М. Юдалевич).

На фоне фрагмента пьесы П. Чайковского «Песнь косарей».

Чтец 2

В пыли деревня утопает.
Везде жара, жара, жара…
И подступает, наступает,
Гнетёт такая вот пора.

И с кем в ту пору я ли, ты ли
Накоротке ни встрелись где б,
О чём бы мы ни говорили —
Всё получается про хлеб.

Мы смотрим в маревные дали,
Силком тревогу притушив.
Но как бы мы ни рассуждали,
А лучше б дождичек в налив.

 — Ну капни… брызни… вдарь попуще! —
Мы тайно молим и сулим
Ему, какой не знаем, гущи:
 — Ну снизойди же хоть слепым,

Ну хоть косым, ну хоть как морок,
Лишь влага падала б с небес!
И будет миг нам этот дорог,
Миг пробуждения чудес!

Жара… Ни облака, ни тучи.
Не оттого ль на сердце боль,
Не оттого ль и мысли жгучи,
И взгляд колюч не оттого ль?

(Мерзликин Л. «В пыли деревня утопает…»)

Ведущий: «Л. Мерзликин никогда не писал спроста, не рифмовал ради самих рифм. Он — не стихотворец, он — поэт» (М. Юдалевич). Его лирические зарисовки – прозрачны и не претендуют на широкие обобщения.

Чтец 3

Лес полнился тихим, немолкнущим шорохом,
Хлестал по коленям плащишка мой плохонький,
Листва облетала и грудилась ворохом,
И вдруг одуванчик, представьте, целёхонький

Навстречу мне встал у дорожной обочины,
В укромной низинке. Откуда он, чёртушка?
И кудри его на ветру не всклокочены,
И сам он весёлый и яркий, как солньпшко.

Я тронул — и фыр! — парашютики веером,
Осыпался мой одуванчик. Ах, чтоб они!
Пушинки летят над ручьём и над клевером,
Садятся, намокнув, и крутятся в копани.

И нет одуванчика. Голая лысина,
 — Ха -ха- говорю я. Но в сердце смятение.
На миг на короткий представил я мысленно:
Земля облысела, как это растение.

И всё ж одуванчик. Стоит он, а рядышком
Листвы облетевшей богатое золото,
И копань, и звонкий ручей по окатышкам,
И всё ж одуванчик. Чего бы такого — то?

(Мерзликин Л. «Одуванчик» отрывок)

Ведущий: Простая миниатюрная летняя зарисовка, а как доверительно нам рассказывает поэт о нечаянной встрече, сколько ассоциаций она рождает в его душе, а значит и читателя, которого поэт приглашает к сопереживанию. Способность с помощью малой приземлённой картинки передать чувство всеобъемлющей тревоги — это особенность творчества самобытного поэта. В стихотворении «Ветер пыль заклубил по дороге»… обычное природное летнее явление «дождь проливной» озаряет поэта философским смыслом: что в природе, как и в жизни человека, «ничего вполовину тут нету, всё с лихвой, без остатка, взахлёб».

Чтец 3

Ветер пыль заклубил по дороге,
Старый тополь тряхнул головой,
И кусты закачались в тревоге,
Зашумели кудлатой листвой.

Тень от тучи затмила долину,
Полонила заречный сосняк,
И дождины упали на глину
Вот такими кругляхами — шмяк!

Я гляжу на картину на эту —
И смеюсь, ощущая озноб,
Ничего вполовину тут нету,
Всё с лихвой, без остатка, взахлёб:

А дождины летели, стучали,
Наконец, подступили стеной,
И закрыл необъятные дали
Разгулявшийся дождь проливной.

(Мерзликин Л. «Ветер пыль заклубил по дороге…» отрывок)

Видеоряд № 4

На экране — «Осень», музыкальный фон: приглушённо фрагмент фортепьянной пьесы «Осенняя песня» П. Чайковского, из цикла «Времена года».

Чтец 3

Устоялась осень,
Осень золотая,
Гомонятся птицы,
К югу отлетая.

Всюду по деревне
Закружились листья,
Вон они в канаве,
Словно шкура лисья.

Днями то пригреет,
То похоладает,
Под закат кукушка
Больше не гадает.

Вышел бы я к лесу,
К лесу, на опушку,
Посидел, послушал
Позднюю кукушку,

Посидел, послушал,
Годики считая…
Осень моя, осень,
Осень золотая.

Ах, как пахнет лесом,
Как сквозит опушка!
До свиданья, где ты,
Серая кукушка?..

(Мерзликин Л. «Устоялась осень»)

Ведущий

Не ранняя, пышно убранная и нарядная осень, а другая — невзрачная, в лоскутьях опадающей листвы, с затяжными, нудными дождями, часто ассоциируется поэтами с осенью жизни человека. Расставание с уходящим летом, сожаление об увядающей природе, навеивает нам печаль и грусть…

Есть что — то в осени, шумящей
И остужающей виски,
От той тоски, от той щемящей,
Но не осознанной тоски.

И вдруг захочется уюта,
И ты так ласков до всего,
И лист падёт, и почему – то
Ты долго смотришь на него…

(Мерзликин Л. «Осень»)

Чтец 4

Пошли предзимние дожди,
Всё потемнело и отволгло,
Погоды солнечной не жди,
Она и так стояла долго.

Купаясь в ласковых лучах,
Не думал ты про дни иные,
Но не печалься. И в дождях
Свои есть прелести земные.

Лица коснулся мокрый лист
И отлетел куда-то тут же,
Под заунывный ветра свист
Порою чувствуется глубже

(Мерзликин Л. «Пошли предзимние дожди…» отрывок)

Ведущий: Щемящее — пронзительное настроение этого стихотворения, открытая форма, недосказанность, оборванность фраз — красноречивее многих слов, потому что смысл строчек перекликается с нашим душевным состоянием. Размеренно — задумчивый стиль изложения следующего стихотворения « На даче», способствует пониманию, что природа — не мертва, что все мы — её дети и связаны с нею одной нитью, а стихи у Л. Мерзликина — рождаются, а не подбираются под событие.

Чтец 4

Осень закидала
Листьями светёлку,
Только неохота
В руки брать метёлку.

Я сижу, угрелся,
Не меняя позы.
На плече на левом
Жёлтый лист берёзы.

На плече на правом
Красный лист осины,
Лень закрыть окошко
Хоть до половины.

Дремлется мне сладко
Около окошка,
Осторожно ходит
По ограде кошка.

Чья она? Откуда?
Раньше не видал я.
При своих погонах
Чем не генерал я?

Ты, поди, такого,
Киска, не видала?
Доживи попробуй —
А? — до генерала!

(Мерзликин Л. «На даче»)

Ведущий: Читаешь стихи Л. Мерзликина, и оживают сельские картинки, немудрёные заботы, чувствуется доверчивая крестьянская душа. И не ищешь подтекста в стихах, а понимаешь, что всё это надо пережить, что — бы вот так доходчиво донести до нас настроение и мир погоды, дождя — осени.

Чтец 4

Рассветает еле — еле
В непогожем октябре.
Хорошо лежать в постели,
Слушать дождик на дворе.

То накраписто, то тише
Он гуляет по двору.
Вот шарахнул он по крыше,
По балкону, по ведру.

И лопочет, и лопочет,
Воркотит по — за углам,
Извиниться вроде хочет,
А за что, не знает сам.

Всюду влага, влага, влага.
Я такого не видал.
Дождик, что же ты, бродяга,
Где всё лето пропадал?

Понемножку, понемножку,
А расквасил — спасу нет.
А мне надо на картошку,
Понимаешь ли, в обед!

Затихает, затихает
И затихнул… Ты гляди!
И я чую — затухает
Недовольствие в груди.

(Мерзликин Л. «Рассветает еле — еле»)

На экране портрет Л. С. Мерзликина и название мероприятия

Музыкальный фон — фрагмент мелодии « Одинокий пастух»

К ведущей подходят чтецы

Ведущий

Природа, такая богатая, щедрая и расточительно — прекрасная в любое время года, её мгновения — ярко, точно и ёмко переданы нам поэтом. Извечный круговорот – времён года, извечная смена красок и оттенков, настроений — и ощущений остановлены для нас Леонидом Семёновичем Мерзликиным — поэтом — лириком, поэтом — пейзажистом. И каждое стихотворение поэта, каким бы оно ни было по теме, по душевному жару или холоду — это часть жизни, его яркой жизни…

Список использованной литературы

Мерзликин Л С. Дорога: стихотворения. — Барнаул: Алтайский дом печати, 2007. — 252с.

Мерзликин Л. С. Заря пылает: стихи. — Барнаул: Алтайское книжное изд — во, 1990. — 224с.

Мерзликин Л. С. Зимняя роза: стихотворения и поэма. — Барнаул — Алт. кн. изд — во,

1987. — 144с.

Мерзликин Л. С Избранное: стихотворения и поэмы. — Барнаул: 2005. — 320с.

Мерзликин Л. С. Лада: стихи и поэма. — Барнаул: Алт. кн. изд — во, 1970: — 143с.

Мерзликин Л. С. Мамина шаль: стихи для детей. — Барнаул: ОАО «Алт. полиграф.

комбинат», 2003. — 32с.

Мерзликин Л. С. Облепиха — ягода: стихи. — Барнаул: Алт. кн. изд — во, 1978. -128с.

Мерзликин Л. С. Просека: стихи. — Барнаул: Алт. кн. изд — во, 1981. — 88с.

Мерзликин Л. С. Стихи и поэмы. — Барнаул: Алт. кн. изд — во, 1983. — 256с.

Истоки и источники: литературно — критические статьи. — Барнаул: Алт. кн. изд-во,

1983. -2 16с.

Осинкин Г. Поэзия — его жизнь // Алтай. — 1997. — № 1 — 2. — с.161-170.

Прибегала Г. А. Пётр Ильич Чайковский. — М.: Музыка, 1983. — 191с.

Ягодинцева Н. В стихах Л.С. Мерзликина — вся жизнь русского человека // Алтай.-

2008. — № 6. — с. 127 — 131.

Мерзликин Л. С. Таисья: стихи и поэмы. — Барнаул: Алт. кн. изд — во, 1967. — 136с.

 

Приложение № 1.

Перечень картин художника В. Стволова из цикла « Времена года».

Зима. Видеоряд № 1.

1. «Декабрь. Утро».

  1. «Просёлок. Январь».
  2. «У кромки леса. Январь».
  3. «Зимой» — 1962г.
  4. «Зимнее солнце» — 1964г.
  5. «Лыжня».
  6. «Зима пришла к дому» — 1958г.
  7. «Зимний вечер» — 1975г.
  8. «Сосны. Снег. Солнце».

 

  1. «Февраль. Иней» — 1976г.
  2. «Снег под крышу» — 1959г.
  3. «Зима — проказница» — 1959г.
  4. «Ох! Уж эта зима» — 2005г.

Весна. Видеоряд № 2.

  1. «Март. Суббота» — 1988г.
  2. «Весна. Снег убывает» — 1963г.
  3. «Апрель».
  4. «Ледоход, р. Чесноковка» — 1966г.
  5. «В конце апреля» — 1969г.
  6. «Апрель — талые воды» — 1998г.
  7. «Большая вода» — 1965г.
  8. «Вешние разливы» — 1957г.
  9. «Весенний этюд» — 1957г.

 

  1. «Весна в лесу» — 1970г.
  2. «Весенняя грязь» — 1971г. ,
  3. «Майская зелень» — 1973г.
  4. «В конце весны (май)» — 1979г.

Лето. Видеоряд № 3.

  1. «Летний день. Июнь» — 1976г.
  2. «Ласковое тепло июня».
  3. «Цветы июня».
  4. «Краски летнего вечера».
  5. «Под летним солнцем» — 1980г.
  6. «р. Лосиха летом» — 1964г.
  7. «Вершина лета» — 1967г.
  8. «Июль» — 1968г.
  9. «Зной. Июль — 97» — 1997г.

 

  1. «Это, лето» — 1967г.
  2. «Летний день».

12.-«Начало августа» — 1982г.

13. «В конце августа» — 1969г.

Осень. Видеоряд № 4.

1. «Стожки, осень» — 1996г.

  1. «Стожки в осеннем лесу» — 1968г.
  2. «В конце сентября» — 1990г.
  3. «Осень в конце сентября» — 1970г.
  4. «р. Лосиха. Осень»
  5. «Краски осеннего вечера»
  6. «Октябрь» — 1960г.
  7. «На лугах. Октябрь» — 1989г.
  8. «Дыхание осени» — 1974г.
  9. «Поздняя осень» — 1964г.
  10. «Осенний мотив» — 1964г.
  11. «Осенний натюрморт» — 1966г.

Комментарии

Добавить комментарий